Интервью с директором Института государственной службы и управления персоналом РАНХиГС Александром Ивановичем Турчиновым
6 декабря Коми республиканскую академию государственной службы и управления посетил директор Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор социологических наук, профессор Александр Иванович Турчинов. Представляем Вашему вниманию интервью с профессором Турчиновым.
— Александр Иванович, в последние годы конкурсы на направление «Государственное и муниципальное управление» одни из самых высоких. Чем Вы можете объяснить такую популярность?
Скажу сразу, что профессия государственного служащего престижна, и молодежь идет на это направление подготовки по разным основаниям. Указать какое-то одно из них очень сложно, потому что у кого-то это желание служить обществу, быть востребованным в системе государственной власти. У кого-то это желание найти контакты и связи, у кого-то это желание быть потом в политике. На наш взгляд, есть еще одно обстоятельство, которое связано с тем, что примерно 40 – 42 % граждан, которых мы опрашиваем периодически, считают, что государственная и муниципальная служба – это относительно стабильная сфера деятельности, где рисковать можно меньше. На самом деле это так. Особенно это востребовано в регионах, потому что нынешние социально-экономические условия не дают возможности человеку всегда чувствовать себя уверенно, особенно, в области занятости. Нельзя исключать и того, что сегодня в общественном сознании сформировалось довольно негативное представление о том, что в государственном и муниципальном управлении можно очень быстро поправить свое материальное положение. У некоторой части студентов и такие мотивы присутствуют, исключать это нельзя. Кто здесь больше виноват, нужно разобраться. Иногда в СМИ много дается того, что не всегда правильно оценивается общественным мнением. А большая часть государственных и муниципальных служащих это добросовестные и честные люди, которые выполняют свою работу.
— Если по поводу направления «Государственное и муниципальное управлением» в общественном сознании уже сложилось мнение, то чем же может быть привлекательно для абитуриентов направление «Регионоведение»?
Во-первых, тем, кого интересует это направление, я рекомендую посмотреть государственный образовательный стандарт, и одной из важнейших целей подготовки является обеспечение позиционирования региона во внешней среде, чтобы регион был известен для инвесторов, для туристов. Ведь у нас есть много возможностей для развития туризма, отдыха. Задача этих специалистов состоит в том, чтобы быть информированным и в социально-экономических процессах региона, и в политике, и в культуре, и в образовании, то есть знать подробно ту сферу и те особенности региона, которые можно предложить возможным партнерам, инвесторам и заинтересованным людям, поэтому им очень много нужно знать и с точки зрения коммуникаций, и с точки зрения общественных связей, и с точки зрения имиджелогии, и с точки зрения языка – как минимум нужно знать два языка. Поэтому для ребят, которые хотели бы внести свою лепту в то, чтобы тот или иной регион мог развиваться, это то направление, которое они могли бы освоить.
— Вы говорили о том, что сейчас в подготовке специалистов постепенно переходите от бизнес-парадигмы к парадигме общественного служения. Говорит ли это том, что в будущем мы получим качественно новых госслужащих и отношение к чиновникам в нашей стране изменится?
На счет бизнес-парадигмы могу сказать следующее. Кесарю – кесарево, Богу – богово. Бизнесу – бизнес. А то, что касается государственного и муниципального управления, то здесь интересы этих специалистов лежат в плоскости принципа общественного служения и в общественных организациях, и в политических партиях, и в том числе и бизнесе. Почему? Потому что бизнес и государство должны взаимодействовать и вот, как это взаимодействие выстраивать, в том числе, должен знать специалист по государственному и муниципальному управлению. Здесь основанная задача все-таки – общественное служение.
— Какая проблема, на ваш взгляд, в подготовке государственных и муниципальных служащих стоит наиболее остро?
Здесь разные категории и разные уровни: есть подготовка по программам дополнительного профессионального образования, есть подготовка студентов первого высшего образования, есть подготовка специалистов, которые идут на второе высшее. Везде есть свои проблемы, поэтому каким-то образом интегрировать и сказать, что есть одна проблема – это сложно. Но есть то, что с некоторой приближенностью можно сказать — это недостаточно прочная связь между тем, что есть в области государственного и муниципального управления, и тем, что дают вузы. Есть разрыв между тем, что требуется для конкретной практической работы, и тем, что может дать вуз. Сегодня одна из задач – усилить практикоориентированную направленность программ, по которым обучаются специалисты по государственному и муниципальному управлению. И очень серьезная проблема – это нравственная составляющая. Человек, имеющий хорошие нравственные позиции, ориентированный на честность и порядочность, а не на свои меркантильные интересы – его тоже надо воспитывать.