О благотворительности и корпоративной социальной ответственности
С 1 по 3 октября в реализации программы повышения квалификации «Вопросы поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» для работников социально ориентированных некоммерческих организаций и государственных и муниципальных служащих в Коми республиканской академии государственной службы и управления приняла участие директор фонда «Добрый город Петербург» Анна Владимировна Шматко, которая дала интервью об особенностях работы социально ориентированных некоммерческих организаций.
— Анна Владимировна, вы являетесь директором фонда «Добрый город Петербург», расскажите поподробнее о его деятельности?
Фонд был учрежден Центром развития некоммерческих организаций в 2011 году. Центр развития некоммерческих организаций – это один из трех крупнейших в России ресурсных центров, который уже более 17 лет работает на этом рынке. По сути, в фонд выделилось направление развитие благотворительности и корпоративной социальной ответственности, и основная задача заключается в том, чтобы развивать социальную ответственность у компаний, развивать благотворительное сообщество Петербурга и работать с населением, для того чтобы они понимали, как можно сделать пожертвования, кому и что это можно сделать просто, удобно, легко. Это может сделать каждый, таким образом, решая все эти задачи, мы стремимся к тому, чтобы сделать жизнь в Петербурге яркой, красивой.
— А что, на Ваш взгляд, подвигает компании и крупные фирмы заниматься благотворительностью?
Причины на самом деле очень разные. Как мы с коллегами сегодня обсуждали на тренинге, есть блок личных мотивов руководителя компании, начиная от его PR-задач и стремлением оставить свое имя в истории или сделать, действительно, что-то доброе, так сказать отдать свою десятину, кончая задачами компании по привлечению сотрудников в различные волонтерские проекты. Причин на самом деле очень много и как раз смысл в том, чтобы, общаясь с каждой из компаний, найти именно то, ради чего руководитель хотел бы заняться благотворительностью, найти точки соприкосновения.
— Скажите, пожалуйста, кто быстрее идет на диалог – представители малого и среднего бизнеса или все-таки более крупные структуры?
Знаете, по-разному, все очень сильно зависит от конкретных людей, то есть иногда бывает и в крупной компании очень такой живой, подвижный, понимающий руководитель, который готов достаточно быстро принять решение и сделать первый шаг, а иногда бывает, казалось бы, маленькая компания – вот они все на виду, на ладони, но для того чтобы перейти от слов к делу занимает достаточно продолжительное время. Руководитель присматривается, читает твои отчеты бесконечно и только через какое-то время, может пройти несколько лет, принимает решение заняться благотворительностью. То есть, здесь нет какого-то правила.
— У Вас уже есть опыт сотрудничества с крупными национальными, транснациональными компаниями?
Мы сотрудничаем с крупными компаниями, реализуем очень большой благотворительный проект с одной международной компанией, администрируем их благотворительные средства. В России у них самый крупный бюджет из всех стран, где они реализуют свои благотворительные программы, порядка 24 миллионов рублей. Работаем еще с одной компанией и администрируем волонтерские программы в шести регионах страны.
— Каковы Ваши впечатления от слушателей программы?
Люди самые разные. По крайней мере, видно, что люди, которые сюда пришли, достаточно заинтересованы в том, чтобы овладеть инструментами, которые помогут им развивать свою организацию и решить ту проблему, из-за которой они начинали свою работу. Те, кого я увидела здесь в основном такие, очень мотивированы, заинтересованы. Видно, что им не хватает общения между собой, они здесь обмениваются мнениями, приглашают друг друга на мероприятия.
— Существуют ли на Ваш взгляд какие-то социальные проблемы, которые должны быть исключительно прерогативой государства?
На самом деле государство не может решить все проблемы, я считаю, оно должно во всех существующих проблемах выделить свою роль, найти свое место. Это не значит, что государство возьмется за решение этих пяти проблем, а с остальными не будет знать, что происходит, пустит все на самотек. Это не совсем верно. Ценность в том, чтобы взять проблему и понять место органов власти, некоммерческого сектора, бизнес-сообщества и населения. Эта модель наиболее эффективна и гармонична.
— Чего сейчас социально ориентированным организациям в России не хватает для более эффективного выполнения своих задач и миссии?
Знаете, во всех регионах по-разному, но в целом очень важно выстраивать диалоги с разными секторами. Важно слышать друг друга и находить точки соприкосновения, для того чтобы эффективно решать проблемы. Ну а дальше вытекают следствия – повышение квалификации некоммерческого сектора, умение о себе грамотно рассказывать, прозрачная отчетность.