[bvi text=""]

Студенты Академии в рамках вебинара узнали об интересных традициях казахского народа

 25 февраля 2017 года  в рамках договора международного сотрудничества, заключенного между Университетом «Туран» (Республика Казахстан, г.Алматы) и к.ю.н., доцентом кафедры гражданского права и процесса Коми республиканской академии государственной службы и управления Ивановой Жанной Борисовной, был проведен вебинар с к.ю.н., преподавателем, доцентом вышеуказанного  университета Татариновой Лолой Фуркатовной. Вебинар был организован преподавателями по их инициативе для студентов 210 группы КРАГСиУ, изучающих дисциплину «Гражданское право».

Вебинар был посвящён вопросу имени гражданина. Лола Фуркатовна рассказала о правовом регулировании имени гражданина в Республике Казахстан, а также о традициях, связанных с присвоением имени ребенку.

Как отметили студенты, им очень интересно было узнать, что в Казахстане присвоение имени и фамилии ребенку является обязательным, а вот отчество – по желанию родителей.

Институт имени гражданина в Казахстане урегулирован в ст. 15 Гражданского кодекса (Общая часть) и в Кодексе «О браке (супружестве) и семье» (ст.55 «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»). Так же, как и в Российской Федерации, в Республике Казахстан предусмотрена защита чести, достоинства и доброго имени.

Говоря о традициях в присвоении имени ребенку, Лола Фуркатовна отметила, что на современном этапе в их стране иногда имеет место отказ от фамилии отца, посредством трансформации имени отца или деда в фамилию. То есть, фамилии детям могут быть присвоены по имени отца или дедушки. Например,  отца ребенка зовут Жамбулов Ерик Муратович, а ребенка могут записать  Муратовым Нуркеном Ериковичем. Или же родители могут отказаться от фамилии отца и присвоить ребенку фамилию дедушки, если они различны.

Таким образом, гражданское законодательство дает возможность реализовать традиции казахского народа. В основном они связаны с кочевым образом жизни, который ранее вел казахский народ.

Студентам было интересно также узнать, что в настоящее время в некоторых аулах страны, где строго соблюдаются традиции, при рождении ребёнка весь аул пишет на листочках свой вариант имени новорожденному. Потом листки с именем помещают в одну емкость, перемешивают и отец ребенка выбирает какой-либо из них, после чего новорожденному присваивается то имя, которое  написано на этом листке.

Было интересно узнать, кто же является инициатором в казахской семье в выборе имени ребенку. Оказывается, согласно традициям, главную роль в присвоении имени играет отец, но традиции таковы, что в большинстве случаев имя  ребенку выбирают свекр и свекровь. Хотя в действующем законодательстве прописано, что имя ребенку дается по соглашению родителей.

Студентов данная тема очень увлекла, и поэтому у них возникало много  вопросов. К примеру, ребят заинтересовало, какие самые популярные имена в Казахстане на современном этапе. Лола Фуркатовна назвала некоторые из них: мужские – Нурсултан, Мухамед, Нурлан, Аскар, женские – Айгерим, Айсулу, Дарига. Также преподаватель отметила, что в семьях популярно называть всех детей на определенную букву, например, мальчиков на Ф, девочек на М. И добавила, что ранее казахские семьи были многочисленными, количество детей в семье было 5-7. Сейчас же семьи имеют 2-3 ребенка. Один ребенок в семье большая редкость.

В Казахстане не принято давать детям двойные имена, поскольку казахский народ уверен, что имя определяет судьбу ребенка и делить ее на 2 части нельзя.

По словам Жанны Борисовны, данная форма проведения занятий очень увлекательна и полезна для обучения студентов. Безусловно, студенты должны проводить сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства. А общение с преподавателем зарубежного вуза выводит их на новый уровень обучения.

Как отметила  Лола Фуркатовна, проведение совместных занятий способно повысить как уровень обучения, так и уровень преподавания. Более того, это дает возможность выйти за пределы обучения в одном вузе, так как в занятии одновременно могут принимать непосредственное участие студенты и преподаватели двух и более вузов. Это, безусловно, вызывает здоровый интерес к обсуждаемой теме или дисциплине, что в свою очередь, ведет к повышению уровня знаний обучающихся.