В академии обсудили стратегию развития пенсионной системы
9 ноября в Коми Республиканской академии государственной службы и управления прошел «круглый стол» «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы: спорные вопросы». В нем приняли участие первый проректор ГАОУ ВПО «КРАГСиУ», координатор ГПК Наталья Михальченкова, кандидат математических наук Вячеслав Антонов, эксперт Елена Романец, юрист Оксана Воронцова, юрист Анастасия Гудцова, студенты и д.р.
Заседание круглого стола открыла Наталья Михальченкова, которая представила участников и обосновала постановку проблемы, а также необходимость обсуждения Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. В своем докладе она остановилась на основных разделах Стратегии, а также отметила, что стратегирование в области пенсионной реформы требует дополнительной разъяснительной работы, которую нужно проводить последовательно и профессионально. В связи с этим был сделан вывод о том, что необходимо на постоянной основе проводить обсуждения с участием экспертов, практиков, специалистов, юристов, а также представителей научного сообщества и студентов.
Далее с докладом выступила Оксана Воронцова. В своем выступлении она охарактеризовала основные положения Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, а также Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной социальной политики» № 597 от 7 мая 2012 г. В соответствии с положениями Указа проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, должен был предусматривать механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования.
Свое экспертное мнение высказала Елена Романец, обозначив в своем выступлении следующие направления для дискуссии: демографические процессы, которые не позволяют в полной мере реализовывать пенсионную реформу в России; недовольство населения существующей сегодня в России пенсионной системой, при которой размер пенсий может быть ниже прожиточного минимума; необходимость поддержки со стороны государства, например, при софинансировании страховых выплат т.д.; отсутствие научно обоснованного, глубокого анализа необходимости внесения изменений в пенсионное законодательство – с одной стороны, необходимость системного подхода – с другой.
Доклад Анастасии Гудцовой был посвящен анализу действующего пенсионного законодательства РФ, а также правоприменительной практики. Докладчиком были отмечены как позитивные, так и негативные факторы, связанные с участием государства в пенсионном регулировании. В первом случае была отмечена актуальность темы круглого стола, сохранение патернализма в данной сфере, были приведены примеры с сайта Пенсионного фонда России и Республики Коми в части софинансирования накопительной части пенсий. Во втором случае были приведены примеры отсутствия государственной поддержки в данной сфере. В качестве примера из судебной практики было приведено Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2012 N 8-КГ12-4, в котором также нашли отражение вопросы, входящие в предмет обсуждения круглого стола.
Вячеслав Антонов в своем выступлении обратил внимание на отсутствие в Стратегии положений, регламентирующих гарантии сохранения пенсионных средств, а также низкий уровень знаний пенсионного законодательства, как у лиц пожилого возраста, так и у молодежи. Также была затронута тема миграционной модели, связанная с оттоком населения из Северных территорий, ростом трудоспособного населения в крупных регионах России, спецификой работы вахтовым методом и т.д. Все это, по мнению докладчика, требует изучения, анализа, системного подхода.
Далее с докладами выступили студенты 5 курса дневного отделения юридического факультета ГАОУ ВПО «КРАГСиУ», которые в подготовленных презентациях с использованием мультимедийных технологий раскрыли основные положения Стратегии в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.
Резолюция.
В рамках обсуждения проекта Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, подготовленного Министерством труда и социальной защиты РФ, участниками круглого стола была отмечена своевременность принятия мер со стороны государства по определению основных направлений пенсионной политики, основанной на сохранении патернализма, обеспечении сбалансированности долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, гарантировании социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, софинансировании со стороны государства страховых выплат. Также участники отметили необходимость дальнейшего развития корпоративного пенсионного обеспечения, совершенствования тарифно-бюджетной политики, которые должны быть выражены в форме конкретных законопроектов, без чего невозможно достижение целей, сформулированных в Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной социальной политики» № 597 от 7 мая 2012г.
В качестве предложений для дальнейшего развития и реализации Стратегии участниками круглого стола были предложены следующие меры:
1. Так как сегодня пенсии утрачивают, по сути, функцию страхования потери заработка, необходимо дальнейшего развития корпоративного пенсионного обеспечения. Уже сейчас существуют позитивные примеры социального обеспечения своих работников в газовой, энергетической и других сферах. И в этом смысле у Республики Коми есть опыт, которые можно использовать в дальнейшем.
2. Недостаточность знаний в сфере социального обеспечения, а также специальных знаний в экономической области порождают необходимость информирования представителей самых разных социальных слоев общества (люди предпенсионного, пенсионного возраста). И здесь помимо разъяснительной работы необходимо четко регламентировать порядок предоставления информации, например на официальных сайтах всех органов, которые отвечают за реализацию пенсионной реформы в России.
3. Необходимо продолжать программу государственного софинансирования в системе пенсионного обеспечения, поскольку в обществе до конца не сформировалась «корпоративная пенсионная культура», а также «культура пенсионного накопления физических лиц».
4.Необходима полная прозрачность механизма обсуждения данных проблем: инициатор проекта – разъяснительная работа – участники обсуждения – результат.
К обсуждению подобного рода базовых документов необходимо подходить системно (как с точки зрения освещения в СМИ, охвата заинтересованных лиц и организаций, так и с точки зрения своевременности информирования), а также привлекать к участию в обсуждении специалистов-практиков, экспертов, представителей научного сообщества, юристов и др.