[bvi text=""]

В рамках конференции состоялся круглый стол, на котором обсудили проблемы билингвального образования в школе и вузе

В рамках Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в финно-угорской аудитории», проводимой Коми республиканской академией  государственной службы и управления при поддержке Фонда «РУССКИЙ МИР», прошёл круглый стол «Формирование поликультурной личности в процессе диалога культур как фактор модернизации образования». 

Участниками круглого стола стали представители органов власти региона, зарубежные гости конференции, учителя общеобразовательных школ Республики Коми.

Работу круглого стола открыла ректор КРАГСиУ Нестерова Нина Александровна. Нина Александровна отметила уникальность конференции и круглого стола в частности. «Мы реализуем два государственных языка. Как соотнести на всех уровнях образования качественное обучение обоих языков сразу?! – на этот вопрос нам необходимо дать  ответ в работе круглого стола. Я предлагаю сформировать предложения и рекомендации, каким образом необходимо решать данную проблему – сегодняшнюю, завтрашнюю и послезавтрашнюю», — отметила в своей речи ректор вуза.

Первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Марков Валерий Петрович подчеркнул, что проблема билингвизма – это новые вызовы общества. «Наша современность требует знания дополнительных языков, что рождает востребованность к языкам. Ученики, владеющими двумя языками с детства,  легко могут освоить ещё два иностранных языка. Мне бы хотелось, чтобы наши школьники и студенты осознавали и воспринимали обучение не как обязанность, а как необходимость для самих себя. В наши дни сложнее увидеть ребёнка с книжкой – времена такие, современные. Поэтому и мы должны перестраиваться! Мы зачастую ориентируемся на классические формы. А как сделать так, чтобы ученик радовался тому или иному предмету?! Мы хотим понять, как нам лучше работать с двуязычием?! На эти вопросы необходимо ответить», — высказал своё мнение Валерий Петрович.

Начальник Центра инновационных языковых технологий Коми республиканской академии государственной службы и управления Марина Серафимовна Федина выступила с презентацией продуктов Межрегиональной лаборатории  информационной поддержки функционирования финно-угорских языков ЦИЯТ КРАГСиУ: ознакомила с сайтом wikikomikyv.ru, с раскладкой коми клавиатуры, электронными словарями, системой проверки правописания, онлайн-словарями, также продемонстрировала, как работать с Оффлайн-словарями, рассказала о совместном проекте с Удмуртской Республикой по логистике, вызвавшей неподдельный интерес у учителей региона.

Ещё один гость – писатель, член Союза писателей РФ Мирошниченко Надежда Александровна  отметила, что русский язык как родной из России ушёл, остался только «русский как государственный». Также Надежда Александровна подчеркнула, что не любя своего языка, невозможно его выучить. А в завершении круглого стола, она порадовала всех своими стихотворениями.

Первый  заместитель министра образования Республики Коми Светлана Александровна Моисеева-Архипова подчеркнула, что дело не в том, где изучается русский язык, дело в том, как он изучается, и как мы относимся к делу, которое делаем. «Любовь учеников необходимо прививать интересными уроками, создавать мотивацию для детей – это очень важно! Нужно прежде всего говорить о методике преподавания. Всё зависит от учителя и его харизмы!», — подытожила своё выступление Первый заместитель министра образования региона.

Начальник отдела государственных языков Республики Коми Министерства национальной политики РК Козулина Светлана Георгиевна отметила о необходимости в  знакомстве детей с живым русским языком.

 

Работа круглого стола прошла в активной и дискуссионной форме, было много выступлений от представителей учительского состава школ региона. Прозвучали предложения о необходимости создания образовательных программ, которые были бы привлекательны для учащихся. Также учителями было предложено создание отдельной лаборатории, которая будет курировать всех учителей и создание методических пособий. Прозвучали предложения и о том, что необходимо знать контингент учащихся – количество русских и коми детей в классе. Над этим также необходимо отдельно работать. Впоследствии, знание контингента учащихся поможет повысить их грамотность и привьёт умение высказывать своё мнение. Для возврата грамотности учеников необходимо вернуть в программу сочинения и изложения. По словам учителей региона, в наши дни детей невозможно удивить новыми технологиями, они это всё знают лучше учителя. Чего действительно катастрофически не хватает, так это «душевного творчества». Над этим и надо вплотную работать – создать творческие лаборатории по изучению русского языка.